Александр Тиханский

политический аналитик, эксперт в сфере безопасности, кандидат социологических наук, полковник запаса, профессор Академии военных наук Российской Федерации

Сфера военной безопасности как локомотив Союзного государства

Кыргызстан на правах председателя ОДКБ 28 ноября провел заседание высшего руководства организации – Совета коллективной безопасности. На этом саммите в Бишкеке решением Совета коллективной безопасности был принят план коллективных действий государств-членов ОДКБ по реализации глобальной контртеррористической стратегии ООН на 2019–2021 годы, который предусматривает взаимодействие с совершенствованием всей системы противодействия всем террористическим вызовам и угрозам. Не ушла от внимания глав государств и военно-политическая ситуация, сложившаяся в последнее время на западных рубежах России и Беларуси. Было отмечено, что процессы милитаризации Прибалтики и Польши приобретают масштабный характер.

Еще в начале октября НАТО анонсировало крупнейшие учения вблизи границ Беларуси и России в 2020 году. По заявлению Президента РБ, официальный Минск уже разрабатывает варианты ответа на данную угрозу. В частности, он предложил российскому президенту Владимиру Путину обезопасить себя на время проведения учений НАТО в Польше и Прибалтике.

Да, к сожалению, 2019 год показал, что активная милитаризация Прибалтики и Польши на сегодняшний день ставит под угрозу военный баланс в нашем регионе. Перечислять все учения НАТО, которые на сегодняшний день уже прошли и проходят, уже нет смысла, потому что это уже двадцатые учения, которые будут проходить у границ Союзного государства. Таким образом, наращивание военно-политической напряжённости в нашем, приграничном регионе продолжается. Тем более наши соседи (в частности, Польша) вообще запросили почти 2500 танков, которые их должны спасти от «агрессии РФ», и дополнительно разместить 10 тыс. американских военнослужащих.

На этом же саммите ОДКБ от 28 ноября были отмечены провокационные попытки втянуть отдельных членов ОДКБ в обсуждение региональной безопасности с участием стран-членов НАТО, но без России. Это ухудшает положение, прежде всего, этих отдельных стран ОДКБ, которых используют в сиюминутных интересах, подрывая доверие. Речь идет, например, об упомянутых призывах из-за океана защищать суверенитет Беларуси. С другой стороны, периодически раскручивается тема вторжения через Беларусь в Прибалтику или на Украину (пример – учения Запад?2017).

Всем уже известно, что американские пусковые установки ПРО могут быть использованы в наступательных целях, об усилении военного присутствия НАТО в прибалтийских государствах, выходе США из ПКО, ДРСМД. Соответственно, Россия заинтересована в прагматичных и предсказуемых отношениях с соседями, в том числе с Беларусью, как членом Союзного государства и ОДКБ. Получается, что НАТО планирует защищать Прибалтику и Польшу, а Россия будет вынуждена оборонять Беларусь и свой эксклав Калининград. И, конечно, мы все понимаем, что Беларусь не сможет остаться в стороне, если Россия будет втянута в войну.

Размышляя о сегодняшнем положении Союзного государства, в частности его Региональной группировки войск (сил), мы можем говорить о том, что находимся в непростой ситуации. Даже в этом году, как раз из-за информационных истерик 2017-го года во время совместных учений на территории Беларуси «Запад-2017», «Щит Союза-2019» проходил в Нижегородской области (далеко от границы). Однако это не повлияло на поведение наших военно-политических партнёров и соседей из НАТО.

Соответственно, нагнетание военно-политической напряжённости достигается и за счёт интенсификации прохождения учений НАТО, ведь учения проходят и в Эстонии, и в Латвии, и в Литве, и в Польше, т.е. возле границ Беларуси и Калининградской области. Но не стоит забывать и о южных границах Беларуси и западных России, которые граничат с Украиной. В данном случае обстановка, которая сложилась с приходом нового украинского руководства, абсолютно не отразилась на угрозах и опасности, которые исходят с украинской стороны. Прежде всего, имеется в виду наличие большого количества вооружения и боеприпасов, которые находятся не только в зоне АТО, но и расползаются латентным образом, скажем так, по территории Украины. И когда президент Беларуси говорил о закрытии границы, он имел в виду вовсе не закрытие границы для людей, а закрытие её для оружия и боеприпасов. Как бы мы ни хотели, но у нас есть очень большие общие границы, особенно в Чернобыльской и Полесской зонах, где в силу известных причин мы не всю территорию можем контролировать. В данном случае просачивание видно даже по стоимости оружия на криминальном рынке – оно подешевело.

Соответственно, мы можем говорить, что угроза нашей безопасности (не столько военной, сколько национальной) исходит, в том числе, и с украинской стороны. Здесь возникает очень много вопросов по поводу того, насколько удастся «Нормандский формат», который был подписан, но пока работает, как в работе Ленина: «шаг вперёд, два шага назад». Вроде что-то подписали, а потом президент Зеленский говорит о том, что на самом деле ничего не подписали, а просто согласовали текст документа и всё. Мы видим, что радикальные оппозиционные структуры в Украине имеют значительную силу, и складывается ситуация, что в стране власть без силы, а сила без власти.

В силу того, что наш южный сосед не стабилен политически и в военном отношении, мы, естественно, здесь тоже имеем угрозу безопасности, в том числе военной. И если говорить о сотрудничестве России и Беларуси в вопросах безопасности регионов самих России и Белоруссии в приграничных областях (Витебская, Псковская, Смоленская, Могилёвская, Брянская), его можно охарактеризовать только положительно. В силу этого, в Союзном государстве есть общая сфера безопасности, которая, в отличие от экономической и других, всегда выступала локомотивом этого союза, и больших проблем тут нет. Если и есть какие-то проблемы, то только на мелком уровне, и они оперативно решаются. Создана Региональная группировка войск (сил), регулярно проводятся учения, на постоянной основе действует штаб Региональной группировки войск (сил) – и всё это мы видим на решениях совместных коллегий министерств обороны РБ и РФ.

На сегодняшний день идёт довольно плотная оптимизация наших оборонных структур в сфере военной науки, подготовки военных кадров, идёт очень активная координация научно-исследовательских и конструкторско-опытных работ по проектированию и производству новой техники и вооружения. Порядка 250 предприятий ВПК Беларуси участвует в программе модернизации не только у себя, в своей стране, но и на территории России в связке с ВПК России. 

Особую озабоченность военно-политического руководства Союзного государства вызывают процессы милитаризации Литвы. Так, литовское правительство одобрило законопроект об увеличении на четверть численности личного состава вооруженных сил республики к 2024 году. А общее число военнослужащих литовской армии увеличится с 21,3 до 26,9 тысячи. При этом число профессиональных военных составит от 11,4 до 15,6 тысячи человек. Также поправки в закон предполагают увеличение количества генералов и старших офицеров. Кроме того, литовское командование хочет повысить предельное число военнослужащих-резервистов, ежегодно призываемых на учения. Законопроект предполагает и создание нового логистического батальона на западе Литвы. Формирование будет причислено к бригаде Zemaitija, состоящей из трех батальонов пехоты и одного артиллерийского батальона.

На этом фоне с 4 ноября в Литве стартовали военные учения НАТО «Железный волк» с участием представителей 11 стран – членов Североатлантического альянса. В учениях принимают участие около четырех тысяч военнослужащих, в частности из Великобритании, Германии, Польши, США и Эстонии. До этого, 28 октября уже сообщалось, что Беларусь усилит численность сухопутного воинского контингента на границе с Литвой, и президент страны Александр Лукашенко заявил, что Минск будет вынужден ответить на присутствие войск НАТО в соседней республике, особенно после появления в Литве танкового батальона США. А. Лукашенко подчеркнул, что вопрос в следующем: «Никогда еще так демонстративно к нашим границам из-за океана не перебрасывались войска. Никогда такого не было. По-моему, в Литве даже это впервые. Это прецедент. И это во-первых. Во-вторых, естественно, на такие демонстрации мы просто вынуждены отвечать. При этом надо понимать, что мы не должны бряцать оружием. Мы миролюбивое государство, мы не хотим воевать».

Мы наблюдаем, что, пытаясь решить собственные задачи по привлечению внимания коллективного Запада, Вильнюс фактически перманентно, в прямом смысле этого слова истерит, «спасаясь» то от мнимой российской агрессии, то от техногенной катастрофы на Белорусской АЭС. Жители Литовской Республики уже давно привыкли к учениям по поимке «зеленых человечков», эвакуациям из-за «радиоактивной опасности», а скоро у каждого литовца в аптечке появится йод, закупленный на «черный день» литовским Минздравом.

Таким образом, при нынешних условиях и факторах формирования военно-политической ситуации на западе Союзного государства военные риски и угрозы существенно влияют на военную безопасность РФ и РБ и дают основание говорить о необходимости проведения мероприятий по их минимизации.

 

Читайте также


Поделиться:

Контакты

ВКонтакте

Facebook

Instagram